Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Неправда, друг не умирает, Лишь рядом быть перестаёт…

13.02.2017, 22:17      Новости Липецка
Неправда, друг не умирает,
Лишь рядом быть перестаёт… Слова Константина Симонова можно считать эпиграфом к выставке народного художника России, скульптора Александра Вагнера, безвременно ушедшего из жизни прошлой весной. Экспозицию его работ устроители назвали репликой из стихотворения самого Александра Евгеньевича «А вечны лишь искусство, дух и вера»

Организаторы выставки рассчитывали, что она станет встречей с мастером, диалогом с ним посредством его работ. И стала! И пусть мы не слышали характерного вагнеровского тихого с хрипотцой голоса, он всё равно был среди нас – незримый, но всё такой же интересный, яркий, непохожий ни на кого другого.

– Без Вагнера открывать его выставку очень сложно, – посетовал Вадим Геннадиевич Волков, начальник управления культуры и туризма Липецкой области. – Кажется, что он обязательно должен зайти в дверь и начать что-то интересное рассказывать. У Александра Евгеньевича было прекрасное чувство юмора, неповторимая манера общения, высокая культура. Выставка – это малая толика, которую мы можем отдать памяти Александра Евгеньевича.

Все, кто два последних десятилетия попадал на открытия различных вернисажей, становился участником магического действа, когда председатель Липецкой областной организации «Союз художников России» начинал свой рассказ. Он бросал никому не видимый камешек на поверхность воды и, ступая по расходившимся кругам, шаг за шагом открывал потаённые ящички своих воспоминаний. И публика погружалась в вагнеровский мир, полный ярких встреч и впечатлений, – через минуты они становились частью опыта каждого из слушающих. И в круге последнем оказывалось, что брошенный и никем не замеченный камешек уже опять в руках у Александра Евгеньевича, скульптор делал последний акцент, и прояснялась картина, зачем Вагнер затеял разговор. И снова камешек в воду…

– Александр Вагнер – это человек-оркестр, – считает Сергей Анатольевич Толчеев, нынешний председатель регио­нального отделения Союза художников России. – С ним было за честь работать, интересно говорить и весело отмечать праздники. Зная его близко, могу сказать: он был человеком непростым и противоречивым, он вырабатывал сложные смыслы, искал причины событий, заряжал энергией, которая даже после его ухода остаётся в нас и побуждает к действию. Александр Евгеньевич – из эпохи Возрождения, настолько многогранен был его талант. После себя он оставил как материальные памятники, стихи, песни, так и наши разговоры, идеи, радость… Мне выпало идти за ним в союзе художников России. Те силы, которые Александр Вагнер затратил на общественной «работе», пропасть даром не должны – я ощущаю огромную ответственность и за его дело, и за художников, которые мне доверили представлять свои интересы. Сегодня в нашем обществе, в нашей жизни что-то происходит, меняется – люди стремятся прикоснуться к подлинному искусству, напитаться творчеством. В этом сломе жизненных бытовых стереотипов большая доля «вины» Александра Евгеньевича Вагнера. Нам – продолжать эту работу.

Вернисажем «А вечны лишь искусство, дух и вера» отдел современной скульптуры Липецкого областного художественного музея начал активную выставочную деятельность. Отдел расположился в здании мастерской старшего товарища Александра Вагнера, народного художника России, академика Юрия Дмитриевича Гришко. Долгие годы эти две монументальные личности были частью «могучей кучки» липецких художников, формировавших культурную среду региона.

– Хорошего художника от плохого отличает одно: есть живот или нет, – припечатывает Юрий Дмитриевич. – Вагнер, безусловно, человек одарённый, профессионал своего дела. Сашу я впервые увидел десятилетним мальчиком, на наших глазах из ученика он вырос в настоящего большого мастера. Последние двадцать пять лет мы – художники – привыкли находиться за его спиной, а он защищал наш союз своим талантом и авторитетом.

Порядка тридцати работ Александра Вагнера представлены на выставке. Они созданы с начала семидесятых годов прошлого века и по последний год жизни мастера. Отлитые в бронзе, сварной меди, полимерах, гипсе работы хранятся в семье Александра Евгеньевича, в фондах областного художественного музея и музея народного и декоративно-прикладного искусства Липецка.

– Мы знакомы с Александром Евгеньевичем с моего отрочества, – вспоминает Ирина Виленовна Дворянчикова, заместитель директора по выставочно-фондовой работе Липецкого областного художественного музея. – Он был человеком круга моего отца (Вилена Дмитриевича Дворянчикова, заслуженного художника России. – Прим. авт.). С ним всегда можно было поговорить по душам, посоветоваться. С отцом они друг друга уважали, между ними жила большая профессиональная потребность друг в друге, они часто что-то обсуждали, о чём-то горячо спорили, и один и другой был щедр на общение. Даже когда Александр Евгеньевич исполнял свои песни, это был разговор творца со слушателями, он не просто пел, а хотел что-то нам открыть. Помню, однажды пришла к нему в мастерскую – нужен был совет. Александр Евгеньевич отложил все свои дела и выслушал меня. И когда я уже была внутренне готова принять решение, вдруг открывается дверь вагнеровской мастерской и на пороге появляется отец, весьма удивлённый, не ожидая меня увидеть. Папа всё пытал меня потом, почему первым делом за советом я пришла не к нему, а к Александру Евгеньевичу… Вагнер всегда был готов прийти на помощь, подсказать, посоветовать, повести за собой. Это был человек с высокой внутренней планкой, культурой. Чистый человек. Дух его вёл вверх. Я почему-то уверена, что ни отцом, ни Виктором Семёновичем Сорокиным, ни Александром Евгеньевичем Вагнером мы не покинуты, нет пустоты, есть иное общение. Единственное, чего не хватает, – это прикосновения.

Зато можно прикоснуться к его работам. Они тоже говорят от имени своего автора. Вот одна из первых скульптур, посвящённая металлургическому периоду творчества многих липецких художников. Его сталевары – могучие, огромные мужики – строители новой жизни. А вот ещё из раннего – рафинированная московская семейка – это из столичного этапа жизни Александра Евгеньевича. Его автопортрет, портреты друзей, коллег, известных личностей, духовных светочей…

– Мой Вагнер – человек высокой культуры, художник по «гамбургскому счёту», – рассказывает Татьяна Ивановна Нечаева, искусствовед, заслуженный работник культуры РФ. – Он был не­обычайно одарён во многих областях творчества: литератор, художник, музыкант. Но в первую очередь он был наделён замечательными человеческими качествами: остроумный, жизнерадостный, стойко сражающийся за свои принципы и интересы Липецкой организации «Союза художников России», которую он много лет возглавлял и которой отдавал всего себя. У Саши был потрясающий интеллект, он мыслил образами, метафорами, хотя был прекрасным портретистом. Вагнер был наделён тонким, даже можно сказать высоким, непогрешимым вкусом. Его работы элегантны, да и он сам всегда необычайно элегантно выглядел.

Последняя монументальная композиция, которой Александр Вагнер успел поделиться с нами, – «Знамя Победы», сделанная совместно с архитектором Владимиром Дмитриевым. Военно-мемориальный комплекс «Знамя Победы» открыт на Казинской горе под Ельцом, где, можно сказать, делала свои первые шаги Елецкая наступательная операция.

– Наша профессиональная работа переросла в настоящую дружбу, – говорит Владимир Сергеевич. – Причём дружили мы домами, вместе ездили отдыхать. Александр Евгеньевич – уникальный человек, прекрасный художник, таких монументалистов в области больше нет, да и по России встретишь нечасто. Его отмечали и любили не только мы, работы Вагнера ценили на всероссийском и мировом уровне.

Александр Вагнер – мастер всероссийского масштаба, ведущий скульптор-монументалист Липецкой области, оказавший большое влияние на профессиональный уровень липецких художников и культурную жизнь города и области. Он двадцать пять лет возглавлял Липецкую организацию Союза художников. В станковой скульптуре им созданы портреты, тематические и аллегорические композиции, воплощающие философские понятия и отображающие его мировоззрение. Успешно работая в станковой скульптуре и пластике малых форм, душой он принадлежал монументальному искусству. На территории Липецка и Липецкой области установлено 17 монументальных произведений Александра Вагнера, являющихся художественными достопримечательностями. Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Липецком областном художественном музее, Липецком областном краеведческом музее, частных коллекциях в России и за рубежом». Так рассказывают об Александре Вагнере различные справочные источники. Безусловно, Александр Евгеньевич глубже и ёмче энциклопедических статей. Он был человеком, с которым хотелось разговаривать… Всегда… И сейчас…

– Сначала в силу своего возраста я воспринимала наших мэтров резко, считала, что они нас не понимают, – улыбается Илона Фёдорова, художник нового поколения. – А потом пришло иное понимание мастеров, в том числе Александра Евгеньевича. Вагнер – это миротворец, ему было важно всех сдружить, чтобы в едином художественном пространстве региона не было распрей и междоусобиц, а царствовали только искусство и талант. Он был готов за каждого из нас бороться, защищать. Он понимал, что в Липецке должна развиваться художественная среда. К сожалению, старики, на которых зиждилось искусство липецкой земли, уходят, сегодня идёт смена поколений. К чему мы придём, к какому берегу пристанем – всё это определили они, наши учителя, среди которых важное место занимает Александр Евгеньевич Вагнер. Нам бы только не потеряться, остаться им верными.

Александр Вагнер родился весной и ушёл весной. Первая посмертная персональная выставка его работ открылась в феврале. У Александра Евгеньевича есть замечательные, как оказывается, пророческие строки про февраль – канун его весны:

Месяц июль – трава,

Месяц декабрь – дрова,

Месяц февраль – права

На новую весну, которую

ещё никто не видел…

Из интервью Александра Вагнера «Итогам недели»

«Художниками рождаются. Но одного этого мало. Надо работать. Только тогда талант удастся реализовать. Понять это мне, наверное, было чуть проще, чем другим, потому что была семья, в которой я вырос. Была бабушка, с которой прочитал первые книжки, начал изучать иностранные языки и постигать секреты ваяния «шедевров» из пластилина. Был дядя, главный архитектор города и большой поклонник искусства. Сыграл свою роль отец – живописец и график. Он прекрасно знал историю, и для меня античная мифология уже в детстве была таким же увлекательным чтением, как и сказки. Очень важной была сама атмосфера семьи – серьёзная музыка, серьёзная литература, прекрасная библиотека… Мне многое дало всё это, потому что информационный и интеллектуальный потенциал, обретённый в детстве и школе, позволял безболезненно пропускать лекции даже в Суриковском институте». 17.05.2010 «ЛГ: итоги недели».

«Художник – термометр общественных отношений, и он знает температуру окружающего мира. Мы видим множество примеров поисков новой, острой формы, которые приходились как раз на рубеж веков. Сто лет назад образовалось общество художников «Бубновый валет» – абсолютно радикальное по тем временам. Сегодня – свои герои. Тот же липецкий «Арт», полотна участников которого украшают не одну экспозицию в регионе. Поверьте, такое было и раньше. И будет всегда. Уверяю вас, аналогичные – в известном смысле – «протестные» процессы происходят и в данный момент». 08.04.2013 «ЛГ: итоги недели».

«Современный человек стал очень быстро утомляться, его взгляд ни на чём не способен задержаться подольше, ему постоянно требуется подпитка в виде новых ощущений. Несмотря на это печальное зрелище, никто не отменял ходьбу пешком, декларируя передвижение исключительно на транспорте. Вас не заставляют забыть о том, как писать рукой, в угоду гегемонии клавиатуры. Моторика есть взаимосвязь руки с мозгом. Жаль, что простые вещи уходят из житейского обихода, окружая человека роботами. Младенец, не успев родиться, через два месяца уже из коляски тянется к сотовому телефону. Перед его глазками – монитор, на котором готовая картинка. Ребёнок ничего не придумывает, фантазию ему замещает сформированный кем-то образ. Ты на крючке с детства, тебе всё дали. А когда ты, положим, читаешь, происходит процесс фантазирования, ты придумываешь, представляешь. Сейчас в любом детском отделе – любые виды сложнейшего вооружения. Вспомните, как в детстве мы, играя в «войнушку», сами изобретали и мастерили из дерева ружья и пулемёты. Это же настоящий творческий процесс! Надо вспомнить о простых вещах. Посещение настоящего музея никогда не заменит картинка на экране или виртуальный тур, которые сейчас делают многие известные галереи на своих сайтах. Запах, атмосфера, цвет. Массовая культура, попса никогда не затмит истинного, настоящего». 01.06.2015 «ЛГ: итоги недели»

"ЛГ:итоги недели". Евгения Ионова
Источник: www.lpgzt.ru
 Читайте также:

Тюменцев пугают китайскими мандаринами на веточках

Автор: Ольга Никитина Сообщения об отравлениях детей и нахождении их в реанимации инфекционной больницы - неправда. Легковерные пользователи социальных сетей распространили сегодня объявление, что несколько тюменских детей отравились китайскими мандаринами с..

Что нужно сделать сборной России, чтобы выйти в плей-офф Евро-2016?

Что нужно сделать сборной России, чтобы выйти в плей-офф Евро-2016? Расклады в группе В перед решающими матчами от Матч ТВ #ЕВРО2016 #EURO2016 #футбол #матчТВ Читайте свежие новости «Друг для друга» в социальных сетях: ВКонтакте , Одноклассники , Facebook ..

Комар, змея, человек. Самые опасные животные планеты

ООН опубликовала список самых опасных животных Земли. Возглавил список комар: от заразы, разносимой комарами, ежегодно умирает порядка 750 000 человек. Вторая строчка рейтинга самых опасных животных принадлежит человеку, по вине которого каждый год гибнет не менее 437 0..

В Лебяжье сгорела старая больница

О пожаре в поселке Лебяжье Ломоносовского района Ленинградской области сообщили вечером 25 сентября очевидцы в соцсети, пишет 47 news.По их данным, сгорело старое не эксплуатируемое здание местной больницы. При этом рядом расположена больница действущая. «Здание заброше..

МЧС предупреждает о лавиноопасности в горах Адыгеи

Спасатели советуют быть осторожными в непогоду МЧС предупреждает о лавиноопасности в горах Адыгеи. ГАИ Адыгеи призывает быть внимательней на дорогах из-за ухудшения погоды В период с 18:00 16 февраля до 18:00 17 февраля 2017 года в горных районах Республики Адыгея (Майк..

Ученые узнали, сколько длится любовь женщины

Исследование провели бельгийские ученые, которые опросили 200 замужних дам.Фото: pixabay.comОказалось, что женщина любит мужчину/мужа не более 5 лет, пишут СМИ со ссылкой на экспертов. В ходе эксперимента выяснилось, что даже после того, как любовь прошла, женщина готов..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2016 riasv.ru - региональное информационное агентство